На полпути к «Свету в музее»
Секция, созданная по итогам первой конференции «Свет в музее» 2018 года, была призвана стать рабочей площадкой для взаимодействия светотехников и музейного профессионального сообщества, и прошедшее заседание вполне можно было назвать полноценным форумом, где наравне с интересными и разнообразными докладами нашлось время и для профессионального обсуждения насущных практических проблем, с которыми сталкиваются в своей работе отечественные музеи.
Открыл заседание генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Дмитрий Леонидович Сергеев, который поблагодарил участников секции за работу над стандартами освещения для музеев, а также выразил надежду на дальнейшее сближение светотехников и музейных специалистов в деле обеспечения потребностей музеев и реставрационных мастерских качественным и функциональным светом.
Представленные в ходе заседания доклады были разнообразны и вызвали открытый интерес аудитории. Первым выступил заведующий лабораторией ВНИСИ Анатолий Шахнович Черняк, который напомнил присутствующим об одном из наиболее заметных результатов взаимодействия в рамках секции – современных стандартах музейного освещения. Разработанные ВНИСИ в 2020 году предварительные национальные стандарты ПНСТ 392-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы» и ПНСТ 393-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров» в 2023 году на основании обращений Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и целого ряда заинтересованных музеев были утверждены Росстандартом в качестве национальных государственных стандартов Российской Федерации: ГОСТ Р 70835-2023 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы» и ГОСТ Р 70836-2023 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров».
Следующим докладом стало сообщение младшего научного сотрудника ВНИСИ Александры Алексеевны Барцевой о промежуточных результатах эксперимента по определению связи между зрительным восприятием масляной живописи и коррелированной цветовой температурой при уровнях освещенности, характерных для освещения музейных предметов. С начала 2023 года во ВНИСИ были собраны данные более 1300 наблюдений, и промежуточные результаты позволили сделать вывод о том, что большинство наблюдателей предпочло одну и ту же цветовую температуру – в среднем 4600 К.
Генеральный директор НТП «ТКА» Константин Абрамович Томский рассказал о возможностях применения современных систем контроля микроклимата в музейных помещениях с регистраторами оптического излучения, а Андрей Борисович Нешин из ООО «Люмэкс», занимающийся осветительными системами ГМИИ им. А.С. Пушкина, сообщил о проблемах и потребностях светового хозяйства этого музея в период ухода с российского рынка ведущих зарубежных производителей.
Представители образовательных учреждений – профессор кафедры светотехники НИУ «МЭИ» Владимир Павлович Будак, старший преподаватель кафедры промышленного дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова Евгения Валерьевна Иванова и доцент кафедры светотехники НИУ «МЭИ» Денис Николаевич Макаров – поделились современными подходами к освещению музейной среды, в том числе – в рамках междисциплинарного учебного проектирования.
Заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Владимирович Сирро привлёк внимание собравшихся к проблеме применения источников УФ-излучения в музейной и реставрационной практике, обратив внимание на важность обсуждения в профессиональном сообществе аспектов применения в музеях такого оборудования.
Последние новости
МКО выпустила Официальное заявление о позиции по интегративному освещению
10 октября состоится вебинар, посвящённый исследовательским приоритетам МКО в 2023-2027
Форум по архитектуре и светодизайну пройдёт 17–18 октября в Санкт-Петербурге